Жителей Башкирии и других регионов России не устраивают количество контейнерных площадок, их расположение, график вывоза мусора и некорректные расчёты в платежках. Всё из-за того, что у региональных операторов нет актуальной информации о тех, с кем они работают. Встречаются случаи двойного начисления. Эти актуальные для всей страны проблемы обсудили 21 июня в Уфе участники заседания Совета ПФО под председательством полномочного представителяПрезидента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО) Игоря Комарова.
По словам врио Главы РБ Радия Хабирова, за 5 месяцев реализации реформы в Башкортостане основные процессы были налажены: есть четкое понимание разделения территории на зоны деятельности региональных операторов, определены маршруты сбора мусора. Республика выделила полмиллиарда рублей на обустройство контейнерных площадок.
– Наиболее чувствительным для населения вопросом является эффективное функционирование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Малейший, даже незначительный сбой в её работе часто вызывает острую реакцию населения и несёт риски роста социальной напряженности, – подчеркнул Игорь Комаров. – Поэтому формирование комплексной системы обращения с ТКО является одной из приоритетных задач, обозначенных главой государства. В рамках решения данной задачи необходимо обеспечить ликвидацию свалок, рекультивацию территорий, на которых они размещены, а также создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления.
Радий Хабиров напомнил, что в соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Экология» необходимо обеспечить достижение к 2024 году двух основных показателей: довести долю твёрдых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, до 36 процентов, а долю ТКО, направленных на обработку, – до 60 процентов.
На сегодняшний день в рамках реформы всеми регионами ПФО утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, разработаны их электронные модели, нормативы накопления отходов, единые тарифы на услуги регионального оператора, а также региональные программы в области обращения с отходами.
Полностью перешли на новую систему 11 регионов ПФО, три перешли частично.
Радий Фаритович заострил внимание на проблемных вопросах отрасли.
Во-первых, в настоящее время законодательно не урегулирован вопрос межрегионального взаимодействия в сфере обращения с отходами. Это может привести к неэффективным затратам регоператоров на транспортировку отходов. И, соответственно, росту тарифов для граждан, особенно проживающих в труднодоступных и малонаселённых пунктах близ границ с соседними регионами.
— Снять эту проблему, надеемся, поможет единая федеральная схема обращения с отходами, — заявил Р. Хабиров. — Рассчитываем на скорейшую её разработку «Российским экологическим оператором».
Во-вторых, регионы недостаточно обеспечены на переходный период объектами инфраструктуры по обращению с ТКО. Сейчас в областях и республиках ПФО используются 232 полигона, которые вошли в государственный реестр объектов размещения отходов, а также 50 объектов обработки ТКО. Больше всего их в Татарстане и Башкортостане.
Средняя остаточная вместимость объектов размещения отходов по округу составляет 57 процентов. Поэтому нужно разрабатывать дополнительные механизмы стимулирования развития инфраструктуры по обращению с ТКО.
Требуется урегулировать вопрос организации и работы мусороперегрузочных станций. Согласно федеральному закону они не относятся к объектам обработки, утилизации или размещения отходов. Сейчас затраты на их транспортировку превышают в среднем половину стоимости тарифов регионального оператора. Поэтому создание таких станций может существенно снизить транспортные издержки.
— Несмотря на то, что работа региональных операторов относится к регулируемым видам деятельности, до сих пор законодательно не установлены единые единицы измерения по всем этапам цикла обращения с ТКО – кубометры или тонны, — заметил Радий Фаритович. — Среднее значение утвержденного тарифа региональных операторов по обращению с ТКО в регионах округа составляет от 438 до 539 рублей за кубометр. Услуги по транспортированию ТКО не относятся к регулируемым видам деятельности. Из-за этого невозможно комплексно оценить качество ценообразования региональных операторов. В целом такой сильный разброс в тарифах говорит о несбалансированности территориальных схем обращения с ТКО.
По итогам первого квартала этого года средний уровень охвата услугой по обращению с ТКО в регионах округа превысил 64 процента для юридических лиц и 92 процента для населения, охвата договорами – соответственно 38 и 92 процента. Такая ситуация по юридическим лицам складывается из-за отсутствия ответственности за необоснованный отказ от заключения договора с региональным оператором. Кроме того, у компаний нет доступа к базам данных жителей населённых пунктов. Нет точной, свежей информации – нет и возможности эффективно выстраивать договорные отношения.
До сих пор во многих регионах не отлажена должным образом система оплаты за услуги по вывозу отходов. Поэтому собираемость платы также сильно отличается. Так, в зоне №3, обслуживаемой РО «Эко-Сити», по итогам 5 месяцев услугу оплатили менее 50% населения.
— Понятно, что новая услуга дополнительным грузом ложится на семейный бюджет, — признает руководитель республики. — В особенности она чувствительна для социально незащищенных слоёв населения. Регионы предусматривают разные адресные формы их поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, субсидии на оплату услуги. В этом году помощь будет оказана более чем 2,6 млн человек. На это в региональных бюджетах предусмотрено 23,7 млрд рублей.
До сих пор в некоторых регионах не решены до конца вопросы по обустройству контейнерных площадок. Для организации сбора и вывоза ТКО в регионах округа организовано около 185 тысяч мест накопления отходов, где установлено 288 тысяч контейнеров. При этом требуется ещё более 80 тысяч площадок и почти 150 тысяч контейнеров.
Поскольку до сих пор обязанности по созданию площадок и покупке контейнеров нормативно не урегулированы, эта задача решается главным образом за счёт средств региональных бюджетов. Например, в Башкортостане с начала года выделили 500 млн рублей. Чтобы полностью обеспечить всю республику площадками и контейнерами, нужно ещё более одного млрд рублей.
Расходы регоператоров на эти цели минимальны, поскольку определяются в размере не более одного процента от необходимой валовой выручки компании на очередной период регулирования. Есть необходимость утвердить механизм предоставления субсидий регионам из средств федерального бюджета на создание мест накопления ТКО и приобретение контейнеров.
Такая же непростая ситуация со спецтехникой. В настоящее время отходы вывозят 3 910 единиц. Причем их физический износ в среднем превышает 50 процентов. Парк техники с таким износом не позволяет качественно организовать работу. Дополнительно требуется ещё 630 единиц общей стоимостью 4,2 млрд рублей.
Российский экологический оператор (РЭО) для поддержки региональных операторов и компаний по транспортировке отходов разработал программу льготного лизинга. Пока только собрали заявки со всех регионов.
Обобщив предложения коллег из регионов ПФО, для успешного перехода на новую систему обращения с отходами Радий Фаритович обозначил следующие предложения:
В части экологического просвещения и воспитания по итогам обсуждения в рамках рабочей группы предлагаются следующие мероприятия:
В заседании под председательством полпреда Президента России в ПФО Игоря Комарова приняли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии России Сергей Ястребов, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Максим Егоров, главы регионов округа, представители Совета Федерации, руководители органов государственной власти различных уровней.
По материалам сайта glavarb.ru.